Слёт ГИС-специалистов «Как хакнуть рынок ГИС»

19 июля 2018 года в пространстве «EXIT Loft» прошёл слёт специалистов и любителей ГИС «Как хакнуть рынок?». Организатором мероприятия выступила компания «Инногеотех» .

Руководитель отдела тематической обработки данных ДЗЗ компании «Совзонд» Сергей Мышляков делится впечатлениями со встречи.

Сергей Мышляков:

В мероприятии приняли участие около 50 человек – сотрудники крупнейших коммерческих и государственных компаний, стартапов и научно-исследовательских институтов на рынке геоинформационных систем. В первую очередь следует отметить живую и дружелюбную атмосферу слёта. Радует, что обсуждение насущных проблем рынка проходило в неформальной атмосфере коворкинга «без галстуков».

Главным вопросом встречи стало обсуждение: есть ли в России ГИС-рынок или нет. И если он всё-таки есть, то как его «расшевелить» и найти новые точки роста. По общему мнению участников митапа сегодня российский рынок геоинформационных систем переживает существенную трансформацию, обусловленную тремя основными вызовами. Два вызовами связаны с общими трендами научно-технического прогресса, один – сугубо с российскими реалиями.

Вызов первый: открытые данные, большие данные. По данным IBM, за два последних года человечество произвело 90% всей информации, накопленной за всю его историю. Открытые данные появляются везде. Проблема недостатка данных сменилась проблемой перенасыщенности, и особенно это характерно для геоданных. С появлением в открытом доступе спутниковых данных Sentinel, собранных по программе Copernicus Европейского космического агентства, продавать данные среднего и отчасти высокого пространственного разрешения стало затруднительно. Еще один пример бесплатного получения данных: OpenStreetMap. Теперь получение качественной базовой картографической основы, на которую раньше затрачивались существенные деньги, стало бесплатным.

Вызов второй: программное обеспечение с открытым исходным кодом. Сегодня OpenSource библиотеки и фреймворки не уступают, а зачастую и превосходят по функционалу свои проприетарные аналоги. Открытыми становятся десктопные, серверные, мобильные ГИС, онлайн-приложения для картографии и анализа пространственных данных. Открытые библиотеки, такие как LeafLet, OpenLayers, ГИС-пакеты QGIS, GRASS, GeoServer, открытые СУБД, такие как Postgre/PostGIS позволяют всем желающим сконструировать свою ГИС любого уровня сложности, адаптированную для решения любых задач. Всё это не способствует продажам проприетарного софта.

Вызов третий: импортозамещение. Сегодня в более выигрышном положении находятся те, игроки рынка, которые инвестируют в собственные отечественные разработки

Таким образом, если раньше тон на рынке задавали поставщики данных, программного обеспечения, услуг, то теперь первые роли начинают играть стартапы, способные быстро и качественно разрабатывать решение под конкретный кейс, активно используя при этом открытые данные. Кроме того нельзя не упомянуть про активный рост направления интеллектуального анализа данных (data science) и машинного обучения (machine learning). Многие стартапы имеют все шансы вырасти в успешные компании и занять своё место на рынке.

Выступая в дискуссии я (прим. Сергей Мышляков) озвучил точку зрения о том, что было бы полезно для различных регионов России, провести исследование органов власти на предмет того, насколько активно используются ГИС-технологии. В результате такого обследования необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Какие острые задачи стоят перед регионами, для решения которых можно и нужно задействовать ГИС.
  • Приоритеты информатизации региона.
  • Техническая оснащенность аппаратными и программными средствами.
  • Удовлетворенность используемыми ГИС-решениями на данном этапе.
  • Насколько готовы специалисты на местах к внедрению ГИС-технологий.
  • Насколько обеспечивают потребности регионов местные поставщики услуг.
  • Какие информационные ресурсы, сервисы и порталы используются в регионах для работы с пространственной информацией.
  • Анализ социально-экономической эффективности использования ГИС.

Отчёты, полученные по итогам такого обследования, могут стать основой для подготовки дорожных карт цифровизации регионов России. Подобные исследования можно проводить не только в разрезе регионов, но и в разрезе федеральных органов власти.

Главное решение, которое было принято на слёте – надо чаще встречаться для обсуждения насущных проблем отрасли. Проблем в отрасли хватает и только совместный натиск всех компаний поможет всем участникам рынка ГИС этот самый рынок ГИС «хакнуть» (найти новых клиентов, партнёров, увеличить объёмы продаж, реализовывать «прорывные проекты»).

Хорошим примером кооперации ГИС-специалистов в техническом плане являются регулярно приводящиеся встречи «Схемотехники» и веб-площадка GIS-Lab, на которых специалисты делятся своим опытом. Встречи менеджеров и аналитиков ГИС сферы также должны проводиться на регулярной основе, а на роль нового интегратора ГИС-рынка претендует Инногеотех, регулярно проводящий митапы, хакатоны и школы-семинары по тематике ГИС.

Источник: Новости Компании «Совзонд»

ГИС-хакатон «Гадание на картах 2.0»

19—20 мая в ИТ-вузе прошёл второй геоинформационный хакатон «Гадание на картах». 19 команд из 15 городов России работали над ГИС-проектами, которые помогут в прогнозировании урожайности, добыче нефти и решении задач геомаркетинга.

Первое место заняла команда с проектом SOS. Программисты разработали чат-бота, с помощью которого человек, попавший в беду, отправляет сигнал SOS со своей геометкой, и его получают люди в радиусе 1 км, на чьих смартфонах также запущен бот. В программе заложены несколько случаев: нападение, потерялся ребенок, вызов скорой помощи, а также возможность ввести другую причину, по которой необходима помощь. Бот подсказывает действия, которые необходимо предпринять в той или иной ситуации.

Проект CityEye команды из Сколтеха занял 2 место. Участники предложили онлайн-сервис по предоставлению аналитической информации по выбранной заказчиком территории под задачи геомаркетинга. На основе платформы аналитики данных дистанционного зондирования по любой выбранной территории с помощью искусственного интеллекта сервис помогает получить информацию о численности населения и количестве объектов с точностью до дома. Это помогает в оценке инвестиций и в анализе города для функционального зонирования территории.

Третьей стала сборная команда AddHueToSatur, которая разработала веб-сервис для сегментации облачности на космических снимках полей на основе классического компьютерного зрения. Программа помечает, где на снимках отображаются облака, и при дальнейшем анализе изображений помогает исключить эти участки или заменить их на не зашумленные облаками фрагменты с предыдущих снимков.

Руководитель Центра ГИС Константин Игудесман: «Мы стремимся, чтобы наш центр стал трансфером технологий, научной, образовательной и популяризаторской деятельности Университета Иннополис в области интеллектуальных геоинформационных систем и сервисов на их основе. Планируется, что опыт в разработках будет масштабирован на остальные центры научных исследований ИТ-вуза и других университетов страны. На геоинформационных хакатонах мы находим перспективных разработчиков и студентов, вместе с ними наш университет станет центральным звеном российской экосистемы научных исследований и разработок в области интеллектуальных ГИС, которые будут применяться на международном рынке».

За первое, второе и третье место команды получили денежные призы: 100, 70 и 30 тысяч рублей соответственно.

Члены жюри отметили другие интересные проекты: единая карта новостроек с границами корпусов в соответствии с градостроительным планом земельного участка, веб-приложение по анализу рынка онлайн-продаж и поиска оптимального места установки постамата, приложение по поиску акций на бесплатное посещение и скидок в сфере развлечения на месте.

Отдельный спецприз хакатона, 100 тысяч рублей, вручила компания «Газпромнефть НТЦ». Перед участниками поставили задачу прогнозирования параметров нефтяного пласта в межскважинном пространстве методами геостатистики и с помощью машинного обучения. В номинации боролись 5 команд, лучший результат показала команда «Колумбарий» из Иннополиса.

Второй спецприз 100 тысяч рублей от Exact Farming не завоевала ни одна команда. Компания выделила ряд задач, связанных с выявлением зон продуктивности. Задача на ретроспективный анализ спутниковых снимков, данных по урожайности на полях, истории погоды. За два дня хакатона команды не успели выполнить задание, но наиболее близка к решению задачи была команда AddHueToSatur. Поэтому организаторы решили, что в случае решения кейса в течение двух недель, разработчики получат спецприз.

«У многих фермеров довольно большие поля, и не всегда удается выявить зоны, на которых очень низкая урожайность из года в год. По данным ДЗЗ можно выявить такие зоны и дополнительно ввести индекс продуктивности, который покажет, насколько части поля дают вклад в урожайность», — комментирует Анна Кудинова, исполнительный директор Exact Farming.

Первый геоинформационный хакатон «Гадание на картах» прошёл 3—4 марта. Тогда участники разработали разрабатывали решения для сельского хозяйства, развития городской среды, кадастра, археологии и развлечения.

Геоинформационный хакатон «Гадание на картах»

8 других команд получат предложения о сотрудничестве и внедрении проектов на базе облачной 4D-геоинформационной платформы, разрабатываемом крупнейшим профильным консорциумом в стране во главе с Университетом Иннополис и компанией «Инногеотех». Главный приз соревнования в 100 000 рублей получила команда во главе с выпускником российского ИТ-вуза.

Геоинформационный хакатон «Гадание на картах» организован Университетом Иннополис при поддержке Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. 100 участников хакатона из Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Перми, Казани, Челябинска, Екатеринбурга, Оренбурга, Набережных Челнов, Чистополя и Иннополиса разбились на команды и два дня разрабатывали решения для сельского хозяйства, развития городской среды, кадастра, археологии и развлечения. Авторы проектов применяли технологии машинного обучения, картографические сервисы и дополненную реальность. Проектам помогали менторы из российских компаний-лидеров отрасли дистанционного зондирования Земли, известных на мировом рынке: ГК Геоскан, СКАНЭКС, Компания Совзонд, Ракурс.

Коллектив стартапа BeTrip, возглавляемый выпускниками Университета Иннополис, разработал систему BeTrip.Score. Она оценивает комфортность места проживания индивидуально для каждого туриста на основе анализа комментариев и постов из социальных сетей, расстояния до туристических мест, оценок пользователей, транспортной доступности, рейтинга и количества развлекательных точек.

Команда из Севастопольского государственного университета предложила использовать беспилотники для точного земледелия на виноградниках, студенты из Казанского федерального университета презентовали базу данных с объектами культурного наследия Республики Татарстан. 

Обучающиеся ИТМО показали платформу для независимой оценки стоимости жилья, которая использует данные баз недвижимости со стоимостью аренды жилья, технико-экономических паспортов многоквартирных домов и половозрастной структуры жителей.

Главный приз в 100 000 рублей выиграла команда выпускника Университета Иннополис Сергея Кольцова. Atless — городская платформа событий, которую формируют сами пользователи. Она объединяет точки на карте по тематике, формируя определённый слой — геоканал. Подписываясь на такой канал, пользователь получает всю информацию о событиях и местах в городе или стране и индивидуальный набор мероприятий. Организаторам мероприятий платформа даёт доступ к профильной аудитории. Также разработчики из ИТ-вуза создали для платформы голосового помощника на базе SpeechKit — открытого комплекса речевых технологий Яндекса, который расскажет о самых интересных событиях поблизости.

«Живя в Иннополисе, я часто замечал, что гости города часто не в курсе множества событий самого разного масштаба, о которых знают только местные жители. Но даже им сложно отслеживать сотни чатов и каналов в Telegram. Так и появилась идея: перенести городские события на карту, — рассказывает Сергей Кольцов. — Это очень похоже на карты мира в компьютерных играх — на них вы всегда видите легенду с самими интересными местами и событиями. Именно так выглядит карта Atless с поправкой на интересы пользователя».

«Город растет и для нас важно эффективно масштабировать анонсирование мероприятий. Такая платформа событий позволит жителям получать информацию обо всех событиях в городе и делать выборку интересующих мероприятий. Индивидуальный подход для каждого жителя отлично вписывается в принципы взаимодействия мэрии Иннополиса со своими горожанами. Мы готовы поддержать тестирование новых технологичных сервисов для городского управления. Поэтому поздравляем команду и будем с интересом наблюдать за развитием проекта», — комментирует результаты хакатона Артем Фатхуллин, директор департамента городских и маркетинговых проектов мэрии Иннополиса.

Организаторы обещают провести ещё как минимум два подобных хакатона. С помощью них, сотрудники ИТ-вуза рассчитывают найти сильные команды с интересными проектами по ГИС-тематике для дальнейшего сотрудничества.

«Проект облачной 4D-платформы, реализуемый технологическим консорциумом ведущих игроков рынка дистанционного зондирования Земли, уникален тем, что впервые усилия бизнеса и науки направлены на совместное развитие геоинформационной экосистемы и создание платформы — продукта, способствующего развитию всего рынка и отрасли. Хакатон же — один из первых шагов на пути достижения цели проекта, — рассказывает руководитель Центра геоинформационных систем Университета Иннополис Константин Игудесман. — По совокупности новизны, оригинальности идеи, востребованности рынком и работоспособности прототипа на главный приз претендовали 5 команд, но единогласным решением жюри присудило главный приз команде Atless. Сейчас мы ведём переговоры с восемью командами, которым предлагаем необходимые ресурсы для реализации идей через облачную 4D-геоинформационную платформу, которую разрабатывают специалисты Университета Иннополис совместно с компанией «Инногеотех».

4D-геоинформационная платформа Республики Татарстан — проект в рамках дорожной карты «Аэронет» НТИ, над которым работает консорциум во главе с Университетом Иннополис. Платформа служит для визуализации, хранения и управления мультивременными пространственными данными. Цель проекта – создание комплексной системы продвижения продуктов и услуг в области дистанционного зондирования и мониторинга Земли. Разработки позволят повысить управляемость территории, в дальнейшем масштабировать результаты на другие регионы Российской Федерации.